Содержание статьи
В простом смысле слово «толпа» означает совокупность людей, независимо от национальности, профессии или пола, а также случайных обстоятельств, которые их сближают.
С психологической точки зрения термин «толпа» приобретает совершенно иное значение.
При определенных обстоятельствах, и только тогда, группа людей приобретает новые и совершенно отличные от характеристик личности.
В толпе сознательная индивидуальность исчезает, чувства и мысли всех единиц направляются в одном направлении.
Формируется коллективная душа, преходящая, без сомнения, но обнаруживающая очень четкие отличительные черты.
Тогда команда становится тем, что, за неимением более точного слова, я называю «организованной толпой» или, если хотите, «психологической толпой». Она образует общее существо и подчиняется закону единства души толпы.
Об этом написал в 1895 году в своей знаменитой книге «Психология толпы» ГЮСТАВ ЛЕБОН — французский психолог, историк, социолог и антрополог, основоположник социальной психологии.
125 лет спустя человечество так и не создало лучшей интерпретации и анализа того, что происходит на площадях, когда собирается большая группа недовольных людей.
ЛЕБОН подробно описывает каждую деталь, свидетелями которой мы являемся в эти смутные дни. Когда наши люди пытаются изменить систему, которую они считают гнилостной.
Больше всего поражает в толпе, это то, что люди разные по образу жизни, занятиям, характеру и интеллекту, становятся толпой, которая даёт им нечто вроде коллективной души.
Эта душа заставляет их чувствовать, думать и действовать радикально иначе, чем каждый из них индивидуально чувствовал, думал и действовал.
Психологическая толпа — это временное существо, состоящее из мгновенно связанных элементов, точно так же, как клетки живого тела, сливаясь, образуют новое существо, характеристики которого сильно отличаются от характеристик каждой из тех же клеток.
В толпе каждое чувство и действие заразительно, и до такой степени, что индивид с большой легкостью жертвует своими личными интересами во имя общего.
Это свойство противоречит его природе, и человек способен воспринимать его только тогда, когда он является частью толпы.
Если мы дадим слову «мораль» значение постоянного уважения к определенным социальным условностям, а также постоянного подавления эгоистических импульсов, то станет очевидным, что толпы довольно импульсивны и довольно подвижны, чтобы быть способными к нравственности.
Однако, если мы решим включить в это понятие недолговечное проявление ряда качеств, таких как самоотречение, преданность, самоотверженность, самопожертвование, потребность в справедливости, то мы, напротив, можем сказать, что, напротив, толпы иногда способны к очень высокой морали.
Рост толпы может означать один из последних этапов развития западной цивилизации, возврат к тем периодам темной анархии, которые предшествовали расцвету новых обществ.